Аннотация:На основе геоконцептуального подхода и подходов критической топонимики исследуется опыт переименования городов в мире. Выявлены основные проблемные моменты. Использовался метод системного анализа, а также историко-географический и топонимический методы. Переименование рассматривается как культурно-географический процесс, характерный для нашего времени и охватывающий почти все страны и регионы.Новое название места, или геоконцепт, нужно рассматривать в качестве ландшафтноономастической инновации. Геоконцепт в качестве инновационного имени места обладает коннотативными значениями, отражающими новую идею и раскрывающими новыйассоциативный образ места. Со временем по мере его освоения местным сообществомгеоконцепт становится топонимом, выступая в качестве основы для формирования новой территориальной идентичности. Применительно к переименованию городов предлагается авторская модель ландшафтно-ономастического цикла, описывающая движениеономастической инновации от её начала до завершения. Цикл включает в себя 4 фазы:зарождение, оформление, становление и зрелость. Модель апробирована на материалег. Санкт-Петербурга. Применительно к этому городу – городу трёх переименований – отметим, что, в отличие от петроградского, первый петербургский и ленинградский ландшафтно-ономастические циклы оказались полными: они сумели сформировать устойчивые идентичности (петербургскую и ленинградскую), которые хорошо читаются в культурном ландшафте города.Ключевые слова: культурная география, культурный ландшафт, геоконцепт, концептуализация географического пространства, ландшафтно-ономастический цикл