Аннотация:В настоящем эссе предметом исследования являются основные этапы исторического прошлого французской цивилизации, в недрах которого складывался политический менталитет властных элит. В начале авторы рассматривают ментально-цивилизационные результаты пятисотлетней романизации Галлии как провинции Римской империи. Во второй рубрике показана роль христианского прозелитизма в формировании монотеистического менталитета и политическая роль церкви Галлии. В третьем пункте речь идет о ментальном наследии Римской империи в условиях ее распада и образования начальных основ самобытной христианской нации. В четвертом разделе обсуждается конвергенция римских и варварских структур Франкской империи в результате которой было образовано монотеистическое ментальное пространство. В пятом фрагменте раскрывает историческое и ментально-политическое значение рыцарства. В шестом разделе авторы обратились к философско-теологическому наследию просветителей Средневековья и Нового времени, оказавших влияние на развитие политического менталитета французских элит. В следующей части эссе рассматриваются результаты французского Ренессанса, которые проявились в том, что правящие элиты, усвоив заемные ментальные модели, вдохнули в них национальное начало. Теолого-политическая природа французской политической власти трансформировалась в предметно-прагматическую. В эпоху абсолютизма на возделанной Ренессансом почве в элитной среде сформировались антиабсолютистские и антиклерикальные ментально-политические установки, которые проявились в последующих революционных событиях XVIII–XIX вв. Христианские дóгматы как базовые ментальные установки элит уступили смыслопорождающее первенство секулярным принципам существования. В период Консулата и Первой империи Наполеон создавал новое дворянство и проводил политику ментальной реконструкции элит, сформулировав ее базовые цели — обеспечение экономического господства Империи и ее военное превосходство над всеми странами континента. В анализе политико-психологических свойств выдающихся политиков Франции XIX и XX вв. раскрывается диалектический характер ментальной динамики французских элит.