Аннотация:В статье представлены результаты теоретического анализа значимых социологических, экономических, психологических и смежных с ними концепций общества потребления и потребительского поведения. Показано, что эволюция указанных концепций имеет выраженное деление на этапы, соответствующие историческим тенденциям возникновения и развития общества потребления как социально-экономического феномена. Органически взаимосвязанно с формированием общества потребления происходило и становление типизированных практик поведения потребителей, которое сегодня характеризуется сложной структурой, а его конкретные формы зависят от значительного числа факторов самой разнообразной природы. Эти формы необходимо всесторонне изучать с целью использования полученных знаний в деятельности как коммерческих предприятий, так и государственного управления. Выводы. Потребление в рамках указанного этапа рассматривалось чаще всего как производное от класса или сословия, а наиболее видными его представителями выступили К.Маркс (потребление как принадлежность к классу), М.Вебер, Т.Гайгер, Т.Веблен (теория престижного потребления), Г.Зиммель (теория моды), В.Зомбарт (теория роскоши). Дальнейшие исследования потребительского поведения стали проводиться преимущественно в рамках экономической теории, поведенческой экономики и маркетинга в начале XX в. Марксистская идея «товарного фетишизма» получила своё продолжение в трудах Ж.Бодрийяра (критика общества потребления), а концепция М.Вебера – в так называемых «классовых фракциях» П.Бурдье, причём идеи и Ж.Бодрийяра, и П.Бурдье (габитус как «приобретённая системы порождающих схем») достаточно популярны и сегодня в социологических, социокультурных и социально-философских концепциях человеческого поведения вообще и потребительского в частности. «Новая» теория потребления была предложена Г.Беккером, К.Ланкастером и Дж.Стиглером, а М.Фридман и Дж.Дьюзенберри для объяснения «опережающего потребления» сформулировали концепции соответственно перманентного дохода и устойчивых потребительских практик.