Эвристическая ценность постнеклассических моделей в психосоматике (на примере синдромного подхода Л.С. Выготского – А.Р. Лурии)статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 7 декабря 2016 г.
Аннотация:В соответствии с теоретико-методологическими принципами постнеклассической модели научной рациональности и концепции психологического синдромного анализа (школа Выготского–Лурии) показаны эпистемологическая допустимость и эвристическая ценность подхода к пониманию психосоматического синдрома как многофакторной структуры, а также к рассмотрению синдромообразующего фактора как многоуровневого образования. Представлен анализ становления методологии синдромного анализа в научной школе Выготского–Лурии; рассмотрены подходы к пониманию категорий «психологический синдром» и «синдромообразующий фактор», использующихся в рамках культурно-исторической концепции развития психики и феноменов телесности. С опорой на результаты исследований по построению психосоматических синдромов у пациентов с пролапсом митрального клапана и со стресс-индуцированной гипертонией аргументировано, что структура и динамика психосоматического синдрома может определяться действием нескольких синдромообразующих факторов, как психологических, так и психофизиологических, в том числе морфофункциональных.
Ключевые слова: психосоматика, постнеклассическая методология, психологический синдромный анализ (школа Выготского–Лурии), культурно-историческая концепция развития психики, психосоматический синдром, синдромообразующий фактор, пролапс митрального клапана, стресс-индуцированная гипертония.