Оценка границ рынка услуг аэропорта: основания для дерегулирования тарифовстатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 24 июля 2024 г.
Аннотация:В последние годы кризисы в авиационной отрасли изменили ее конкурентный ландшафт. В России в связи с перенаправлением потоков пассажиров на внутренние рейсы и перспективами усиления роли крупных аэропортов как хабов возникают поводы для постановки вопроса об отмене регулирования тарифов на услуги таких аэропортов на внутренних рейсах. Примером аэропорта, для которого данный вопрос актуален, является Пулково. Но для отмены регулирования необходимо наличие достаточного конкурентного давления со стороны других аэропортов, в частности входящих в Московский авиационный узел (МАУ). Статья посвящена оценке географических границ релевантного рынка, на котором действует аэропорт Пулково, с целью проверки, являются ли Пулково и аэропорты МАУ участниками одного рынка. Методологическую базу исследования составили положения теории отраслевых рынков. Методами работы выступили тест гипотетического монополиста и анализ критических потерь продаж. Информационной базой послужили данные проведенного в марте 2023 г. онлайн-опроса 1 613 пассажиров, имеющих опыт перелета по территории РФ в 2019–2023 гг. Результаты исследования показали, что релевантный рынок включает как минимум аэропорты МАУ, а значит, Пулково испытывает конкурентное давление со стороны московских аэропортов на внутренних направлениях. Это дает основание говорить о целесообразности отмены регулирования тарифов данного аэропорта на внутренних рейсах.