Аннотация:Южной Азии зародились и процветали дхармические религиозно-философские воззрения — индуизм, буддизм и джайнизм, которые в этнической экологии относят к экофильным (дружественным по отношению к окружающей природной среде). Понимание природы как «живого существа», в отличие от авраамических религий, еще на ранних исторических этапах обусловило своеобразие систем природо-пользования в Индии и их относительную социально-экологическую устойчивость. Начиная с культуры «Серой расписной керамики», когда роль скотоводства снизилась, сельское хозяйство получило преимущественно растениеводческую направленность. В условиях аграрного перенаселения для избежания кризисовнеобходимо было каким-то образом ограничить потребление природных ресурсов, особенно земельных.Зародившиеся в недрах дхармических воззрений социальные и культурные институты как нельзя лучше способствовали снижению нагрузки на природные системы жизнеобеспечения. Сословная иерархия варн, законы Ману с правилом «рука ремесленника всегда чиста», развитие иерархичной кастовой структуры, сельской общины с системой взаимного обмена и др. институты можно рассматривать как ответ на социально-экологический кризис в условиях многолюдного общества и относительного дефицита природных ресурсов в основных земледельческих районах Южной Азии. В статье прослеживаются особенности становления и влияние традиционных индо-буддийских воззрений на хозяйственно-культурныйуклад Южной Азии, рассматриваются экологические функции культуры, в том числе сакрализация природных объектов. Многие из рассмотренных культурных феноменов находят подтверждение с позиций современной экологии.