Аннотация:Цель исследования — определить положение городов Средиземноморья в системе европейского туризма. Для этого была проанализирована туристская привлекательность и развитие туризма Средиземноморского региона и стран ЕС. Определено место наиболее привлекательных туристских городов Средиземноморья на рынке ЕС, выделены их сильные и слабые стороны в развитии туризма. В работе использованы методы сравнительного, кластерного, SWOT-анализа, создана классификация и серия таблиц и карт. В результате кластерного анализа десятка показателей выделены группы стран по туристской привлекательности и группы городов Европейского союза по уровню развития туризма. Исследование показало, что города Средиземноморья обладают различной степенью развития туризма, при этом в городах западной части региона выше, чем в восточной. Крупнейшие из них обладают диверсифицированным туристским предложением и привлекают туристов как центры курортного, культурно-познавательного, делового, событийного и религиозного туризма. Они являются популярным направлением у граждан Германии, Великобритании, Австрии и стран Скандинавии. Наблюдается взаимообмен туристами из стран Средиземноморья: Франции и Италии. Города Средиземноморья имеют разные и в ряде случаев значительно отличающиеся друг от друга значения показателей развития туризма. Более высокие показатели наблюдаются у городов в западной части Средиземноморья, показатели ниже — в восточной части (города Греции, Хорватии, Словении, Кипра). Преобладающее количество городов Средиземноморья, которые входят в список самых популярных направлений, демонстрируют показатели развития туризма ближе к минимальным значениям: экономика и бизнес, туристская активность, туристская политика и привлекательность, туристская инфраструктура. Похарактеристикам они схожи с городами Португалии и Восточной Европы. Слабой стороной развития туризма в городах Средиземноморья являются показатели устойчивого развития (рост средней температуры воздуха, содержание частиц РМ2.5 в воздухе), что сказывается на индексе устойчивого туризма. После отмены всех коронавирусных ограничений города Средиземноморья способны к быстрому восстановлению за счет того, что предоставляют уже знакомый туристский продукт хорошего качества, что важно в условиях неопределенности. Также плюсом является близкое расположение к странам — основным поставщикам туристов и долгий запрет на поездки, который стимулировал желание путешествовать.