Аннотация:В статье рассматривается трансформация концепта «номадической субъективности» Ж. Делёза и Ф. Гваттари в контексте современного постгуманизма. В отличие от «ризомы», понятие «номадический субъект» не имеет строгой дефиниции — французские философы обращаются к историческим личностям (С. Вобан, Ж. Дезарг, С. Кьеркегор и др.) или образам, оставляя пространство для интерпретации своих идей. Одним из наиболее наглядных примеров является аналогия между номадическим мышлением и игрой в го: в отличие от шахмат, между фигурами в го изначально отсутствует иерархия, любая фигура способна сыграть ключевую роль. В настоящее время идеи Делёза и Гваттари используются в дискурсе постгуманизма такими философами, как Д. Э. Роуз, Ф. Феррандо, Р. Брайдотти и др. По нашему мнению, наиболее репрезентативным для цели статьи примером трактовки и развития «номадической» мысли являются работы Р. Брайдотти. Она определяет свою исследовательскую позицию, в рамках которой происходит переосмысление понятия номадического субъекта как виталистический неоматериализм. Чтобы критический анализ трансформации концепта Ж. Делёза и Ф. Гваттари стал возможным, мы обнаружили и сформулировали наиболее существенные, на наш взгляд, свойства номадического субъекта: спонтанность, неиерархичность, локальность. Использование этих свойств в качестве опорных точек позволило выявить принципиальное отличие подхода Р. Брайдотти от концепта её наставников. В статье анализируются такие положения постгуманизма, как кризис “Anthropos”, наследующий кризису гуманизма, депсихологизация аффекта как условие появления постчеловека, становление нового типа субъективности в рамках конвергенции зоо-, био-, техно- и геосфер. Делается вывод о произвольном и методологически некорректном расширении объёма понятия номадического субъекта.