Аннотация:Введение. Сенсомоторная синхронизация (СМС) является фундаментальным свойством для детей, которое способствует освоению языка, улучшению двигательных навыков и развитию социальных отношений (Monier&Droit-Volet, 2019). У детей, которые столкнулись с опухолью мозжечка, наблюдается нарушение тайминга и СМС (Ковалева, 2020). Цель исследования – изучение некоторых управляющих функций и способности к сенсомоторной синхронизации у детей, перенесших опухоль головного мозга, по сравнению с условного здоровыми детьми (их сиблингами).Методика. В исследовании приняли участие 25 детей 8-10 лет, из них 15 перенесли опухоль задней черепной ямки (группа ЗЧЯ) и находились на реабилитации в ЛРНЦ «Русское поле» (Московская область, г. Чехов), а 10 – неврологически здоровые сиблинги (контрольная группа). Сенсомоторные функции оценивали при помощи программно-аппаратного комплекса сенсомоторной ритмографии (Ковалева и др., 2019). Дети выполняли задания на максимальный теппинг, а также на СМС со звуками компьютерного метронома разной частоты (30, 40, 60, 90, 120, 150 и 180 уд/мин). Для оценки когнитивных (в том числе управляющих) функций применяли батареи когнитивных тестов CANTAB и Schuhfried. Дети выполняли задания на пространственную память, внимание, реакцию выбора, планирование, реактивную стрессовую устойчивость (детский детерминационный тест).Результаты. Частота максимального теппинга в группе контроля значимо выше, чем у пациентов (p=0.035). При удержании всех предложенных частот звуков, кроме 90 уд/мин, вариация ниже в группе контроля, однако статистической значимости эти различия достигают только в случае темпа 120 (p=0.023) и 180 (p=0.040) уд/мин. Скорость выбора верного варианта среди двух альтернатив выше в контрольной группе (p=0.011). В условиях выбора из 5 альтернатив время реакции также выше в группе контроля (у сиблингов) (p=0.027). В условиях стресса количество верных реакций выше, а время реакции короче в группе контроля (p=0.002 и p=0.009 соответственно).Заключение. Контрольная группа детей демонстрировала более высокие показатели темповых характеристик деятельности в различных сенсомоторных заданиях. В условиях реактивной стрессовой ситуации пациенты, перенесшие опухоль ЗЧЯ, справляются с заданием хуже: у них меньше верных ответов на акустические и зрительные стимулы, ниже скорость реакции. При этом значимых различий по показателям памяти и пространственной стратегии решения задач между группами не наблюдается.