Аннотация:В статье выявлены и раскрыты две онтологически противоположные модели восприятия жизни, воплощенные в романе М. Шишкина «Письмовник»: жизненная парадигма, основанная на ощущении покоя, и мировоззренческая модель кризиса. При этом в траектории судьбы одного персонажа два контрастных способа восприятия бытия могут совмещаться, сменять друг друга на разных этапах. Суть модели покоя сводится к непротивлению, примирению с собой и с другими, к гармонии и в итоге – к самореализации. Кризисное восприятие жизни воплощено главным образом в военных эпизодах повествования: война, с ее бессмысленностью, жестокостью и безысходностью, осмысливается Шишкиным как чудовищное нарушение бытийных законов. В статье раскрывается понимание жизни как потока субъективных впечатлений, среди которых особое место отводится визуальным, слуховым и тактильным. Проблематика и особенности стилистики романа рассматриваются в контексте неомодернистской литературной тенденции.