Аннотация:Тема жизни и смерти, любви и смерти, творчества и смерти, общественных потрясений исмерти являются ключевыми в творчестве писателя. В раннем периоде, например, в по-вести «Сто дней до приказа» (1980, опубл. 1987), заключительная сцена не дает совер-шенно определенного ответа – найденный во рве солдат то ли спит, то ли мёртв. Финалостается открытым. В произведениях 90-х годов тема смерти может разрешаться какв сатирическом («Козленок в молоке» (1994, опубл. 1995)), трагическом («Небо падших»(1997)), так и в драматическом («Ворошиловский стрелок» (1999)) ключе. На рубеже ив начале 2000-х писатель использует художественные приемы, (метатекст, Deus exmachina) которые позволяют как бы «отменить» физическую смерть главных персонажей(«Замыслил я побег» (1999) и «Грибной царь, или 36 часов из жизни почти одинокогомужчины» (2005)). Тяжелый нравственный кризис героя это не отменяет, но сохраняетвозможность позитивных изменений. Роман «Гипсовый трубач» (2008–2022) также явля-ется метатекстом. Писатель останавливается на таких аспектах, как отношение к смерти вобществе, смерть исторических личностей, смерть как экзистенциальное философскоеявление, смерть и искусство. Смерть становится едва ли не единственным неотменимыми подлинным явлением в жизни современного человека, окруженного миражами. Важ-ным уточнением авторской позиции, по сравнению с предыдущим творчеством, можносчитать акцент на том, что искусство, независимо от того, показывает ли оно физическуюкончину человека или нет, должно помочь ему отказаться от миражей, увидеть истину иподарить надежду преодолеть по крайней мере нравственную смерть.