Аннотация:Первоначально экологические проблемы, как проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, были поставлены и проанализированы в рамках психологии труда. Негативные влияния неблагоприятных условий на человека и на эффективность его деятельности были всегда в центре внимания этой области психологии. Однако, если в начале рассматривалось негативное влияние только физических факторов среды, то в последнее время понятие среды стало достаточно широким; оно стало охватывать также социальные и организационные факторы. В нашем исследовании мы рассмотрели прерывание как один из факторов, мешающих эффективной трудовой деятельности.
Методика. Условия эксперимента моделировали работу в современном офисе. В эксперименте приняли участие сотрудники Московского университета (31 человек в возрасте от 18 до38 лет). Они должны были редактировать текст на компьютере. Во время выполнения задания их работа прерывалась телефонными звонками. Прерывания различались по сложности дополнительного задания, которое необходимо было сделать, отложив основную работу с текстом. Простое прерывание требовало короткого отвлечения внимания и быстрого ответа по телефону. Сложное прерывание требовало ответа по телефону и затем исправления опечаток в напечатанной странице текста.
Эксперимент проводился в течение двух дней с каждым испытуемым индивидуально. Испытуемый должен был отредактировать 4 текста (каждый день по два). В двух случаях из четырех его работа не прерывалась, в двух других случаях она прерывалась либо простым, либо сложным заданием. Эксперимент сопровождался видеозаписью. На экране экспериментатора, находящегося в соседней комнате, редактируемый текст накладывался на видеозапись действий испытуемого. Это позволяло вводить прерывания в определенные моменты работы. В начале каждого дня и после завершения работы над каждым текстом испытуемые проходили через блоки диагностических процедур. Для анализа эффекта прерывания использовались различные психофизиологические, когнитивные и субъективные методы оценки состояний. Кроме этого фиксировались скорость и точность выполнения основного задания.
Результаты показали, что прерывания оказывали значимое влияние на скорость и точность выполнения основного задания. При этом точность уменьшалась, а интенсивность выполнения действий увеличивалась. Одновременно с этим изменялись стратегии информационной обработки и распределения внимания, а на субъективном уровне диагностировалось нарастание чувства психического напряжения и тревоги. Интересным был тот факт, что сложные прерывания оказывали меньше деструктурирующего влияния на основную деятельность. Нужно отметить, что “простое” прерывание требовало интенсивного социального контакта, в то время как сложное прерывание хотя и занимало больше времени и больше интерферировало с основной деятельностью, но позволяло применить гибкие и осознаваемые стратегии преодоления внешних трудностей.