Аннотация:Введение. Постоянный перенос тяжелого портфеля является одним из потенциальных факторов, способствующих формированию функциональных отклонений и хронических заболеваний костно-мышечной системы у детей и подростков в период школьного обучения.Цель исследования: гигиеническая оценка портфелей школьников общеобразовательных организаций и разработка рекомендаций, направленных на оптимизацию их выбора и использования.Материал и методы: Исследование проведено в два этапа. На первом этапе оценивались ученические портфели, предназначенные для школьников начальных классов, реализуемые в торговой сети г. Санкт Петербурга, на соответствие установленных требований безопасности по показателям: маркировка изделия, вес, длина (высота), высота передней стенки, ширина изделия, длина плечевого ремня, ширина плечевого ремня. Дана оценка 30 портфелей, отобранных методом случайной выборки из 9 магазинов города. На втором этапе в одной из общеобразовательных организаций г. Санкт-Петербурга оценивалась масса портфелей и школьных принадлежностей у учащихся младших классов. Вес портфелей сопоставлялся с массой тела детей на соответствие гигиеническим рекомендациям. В исследовании участвовали 86 учеников 1-4 классов.Результаты: В ходе исследования на первом этапе выявлено, что ассортимент школьных портфелей в магазинах города разнообразен. Однако все исследуемые модели портфелей не соответствовали требованиям безопасности, установленным Техническим регламентом таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»: 53,3% изделий по массе, 46,6% моделей - по длине (высоте); 43,3% - по высоте передней стенки; 100% - по ширине; 90% - по длине плечевого ремня. На втором этапе исследования установлено, что у 76,8% учащихся 1-4 классов масса пустого портфеля превышала требования безопасности. У 91,9% учеников выявлен совокупный вес комплекта учебников и школьно-письменных принадлежностей, превышающий гигиенические нормативы. В итоге у 81,4% учеников младших классов вес наполненного портфеля не соответствовал индивидуальным гигиеническим рекомендациям.Заключение: При разнообразном ассортименте ученических портфелей в торговой сети, возможность выбора и приобретения безопасной продукции для детей ограничена. Большинство учащихся начальных классов испытывают ежедневную существенную физическую нагрузку на опорно-двигательный аппарат из-за постоянного переноса тяжёлого портфеля, обусловленного массой самого изделия, совокупной массой обязательного комплекта учебников, тетрадей, канцелярских принадлежностей и массой лишнего груза, не относящегося к образовательному процессу. По результатам исследования предложены практические рекомендации, направленные на оптимизацию выбора и снижение веса портфеля у школьников.