Аннотация:Статья посвящена анализу степени изученности проблемы речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность проблемы изучения речевой активности у дошкольников и младших школьников с нарушениями развития обосновывается актуальными нормативными документами, регламентирующими воспитательно-образовательную работу с этими обучающимися в образовательных учреждениях. Рассматривается понятие речевой активности в отечественной психолого-педагогической науке, обсуждаются различные подходы к трактовке данного феномена. Анализируются исследования речевой активности у нормально развивающихся детей. Описываются основные направления работы по развитию речевой активности в условиях общеобразовательной среды. Представляются психолого-педагогические условия развития данного феномена у нормально развивающихся дошкольников и младших школьников. Анализируются исследования некоторых аспектов речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучение речевой активности в контексте общения у младших школьников с нарушениями зрения, дошкольников с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Дается оценка степени изученности проблемы речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Определяются перспективы дальнейшего научного исследования данной тематики.