Аннотация:Данная статья призвана показать, что главным элементом при анализе научных подходов является решаемая этими подходами научная проблема. На материале теории установки Д.Н. Узнадзе, методики А.Лачинса, теории деятельности в экспериментальном осуществлении П.И.Зинченко и т.д. демонстрируется, что учет научной проблемы позволяет выявить более тонкие и принципиальные особенности соответствующих процедур, понятий и эффектов. При этом подчеркивается, что под научной проблемой должен пониматься не любой пробел в знаниях, а особое теоретическое противоречие, включающее признание верности двух противоположных теоретических положений. Попытка анализа каких-либо подходов без понимания решаемых ими проблем приводит к формальности сравниваемых параметров, что как раз и характерно для связей, изучаемых в экспериментах на прайминг. Игра слов в названии статьи призвана подчеркнуть тезис, что ориентация на научную проблему позволяет произвести более целостный анализ подхода или даже отдельного исследования. Разбираемые в качестве примеров подходы были также отобраны на основании близости решаемых ими научных проблем к принципу целостности