Роль «культуральных поворотов» в изучении истории религии и церквистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 17 апреля 2024 г.
Аннотация:Актуальность исследования продиктована необходимостью регулярной ревизии и обновления методологического инструментария дисциплин гуманитарного профиля, в том числе исторических. Объектом предпринятого автором философско-методологического анализа являются так называемые «культуральные повороты» в гуманитаристике ХХ в. — начала XXI в., а предметом — их значимость для совершенствования методологии исторической науки применительно к изучению истории религии и христианской церкви. Цель — экспликация наиболее эвристически релевантных для истории религии и церкви «культуральных поворотов» определила постановку и решение следующих задач: 1) краткий обзор истории возникновения «культуральных поворотов» с опорой на достижения Дорис Бахманн-Медик, Клиффорда Дж. Гирца, Джеймса Клиффорда, Йорга Дёринга, Тристана Тиельманна, Анри Лефевра, Уильяма Джона Т. Митчелла, Виктора Тёрнера, Эдуарда Саида, Макса Имдаля, Н. Д. Потаповой; 2) обнаружение векторов эволюции исторического знания в парадигмальной перспективе философии науки (с учетом теоретических разработок Джорджо Агамбена, Мишеля Фуко, М. Ф. Румянцевой и Л. П. Репиной); 3) сопоставление хронологических рамок и методологических «реперных точек» пяти сосуществующих сейчас в пространстве гуманитарной науки и конкурирующих между собой парадигм и, как минимум, десяти «культуральных поворотов», в чем заключается новизна предпринятого исследования. Основные выводы: «модернистской» (неклассической) парадигме середины ХХ в. соответствует «старт» перформативного и иконического поворотов, но наиболее плодотворным оказалось время постнеклассики (1960—1980 гг.), в хронологических рамках которой сформировалась целая плеяда эпистемологических «поворотов» (таких как интерпретативный, рефлексивный, постколониальный, переводческий и пространственный). Ново-историцистский поворот ознаменовал начало неоклассики, а прагматический, «театральный» и «телесный» — постпостнеклассической парадигмы. Новейшая постнеоклассика может повлечь возвращение интереса к религии («религиоведческий поворот»).