Аннотация:Аннотация. В современных геополитических условиях интерес к образовательному сотрудничеству со странами Африки существенно вырос. Большинство развитых стран активно развивают образовательные контакты с африканскими странами, используя новые формы и различные инструменты организации работы. В этой связи, для повышения эффективности реализации экспортного потенциала России, важно иметь целостную картину предпринимаемых усилий зарубежных стран в продвижении своего образования на Африканском континенте. Целью настоящей работы является комплексное исследование имеющихся ресурсов, потенциала и возможностей продвижения русского языка и российского образования в Африке. Исследование охватывает 13 стран Африканского континента, характеризуемых как дружественные или нейтральные, с которыми РФ активно налаживает экономические и гуманитарные контакты. В результате исследования оценены наиболее перспективные направления и формы взаимодействия России с этими странами по продвижению в них русского языка и образования, исходя из их конкретных особенностей и потребностей. Исследователями проанализирована конкурентная ситуация в этих странах в контексте продвижения там российского образования, в том числе рассмотрены зарубежные образовательные программы и инициативы. По результатам исследования предложены меры по повышению эффективности продвижения российского образования в Африке. Полученные результаты показывают, что в настоящее время России необходимо активизировать деятельность по продвижению российского образования в Африке. Вариативность программ и ориентация их на потребности и специфические особенности каждой страны позволят упрочить позиции России на континенте, успешно конкурировать там с другими акторами и налаживать гуманитарное взаимодействие с народами африканских стран.Ключевые слова: обучение, образование, школа, язык, Россия, Африка, «мягкая сила», взаимодействие, конкурентная среда, гуманитарные контакты.