Аннотация:Целью настоящей рецензии является представление и анализ оригинального учебного пособия канд. ист. наук, профессора О.З. Муштука «Бизнес и политика», не имеющего аналогов в отечественной учебной литературе. Автор известен многолетними исследованиями сложных проблем взаимоотношения политической и бизнес-сфер современных российских реалий. Свой богатейший опыт и знания О.З. Муштук преломил через создание данного пособия, имеющего и прикладной характер своеобразного практического курса политологии для предпринимателей. Здесь делается серьезная попытка ответа на базовые вопросы - не только «кто виноват» в бедах современного российского бизнеса, но и «что делать» отечественным предпринимателям в своих взаимоотношениях с государством, бюрократическими структурами, политическими партиями, общественными организациями, властями местного уровня. По убеждению автора, отечественному бизнесу важно решить две ключевые задачи: с одной стороны, добиться от государства, чиновничества права на конструктивный диалог и ответственное деловое партнерство, а с другой стороны - изменить сформировавшийся годами российских рыночных реформ свой отрицательный образ, негативный имидж в глазах населения. Для этого бизнес-сообществу необходимо стать по настоящему творческим, созидающим сословием, понимающим свою ответственность, осознающим свою социальную миссию служения всему обществу, а не только собственному карману и индивидуальным банковским счетам.