Аннотация:Работа посвящена социально-психологической проблеме структуры конструкта отзывчивости личности, которая помогла бы ответить на вопрос об эффективностиорганизационного лидерства в изменяющейся и неопределенной современной социальной реальности. На основании осуществленного библиографического анализа литературных источников, предполагалось, что существует единый конструкт отзывчивости личности, отражающей, с одной стороны, совокупность индивидуально-характерологических черт, а, с другойстороны, процесс реализации этих признаков через создание особой среды для группы в ситуации неопределенности. Внутригрупповая среда – это особый тип коммуникации в рамкахгруппового взаимодействия между членами группы и с лидером, способствующий решениюпоставленной задачи. Именно отзывчивость как интегральное качество (или совокупность способностей) члена группы, предполагающее создание данной среды в ситуации неопределенности, дает основание выдвинуться в лидерскую позицию. В эмпирическом исследовании проверялось теоретическое предположение о трехкомпонентной структуре отзывчивости, включающую, во-первых, фактор работы с новой информацией, описываемый по признакам креативности субъекта при выделении в информации разнообразия потенциальных возможностейдля решения задачи, а также безоценочного отношения к информации и ее переводе из неявного знания в четкое целостное решение для группы. Во-вторых, фактор проницательностиличности, конкретизируемый в понимании чувств другого в межличностном взаимодействии.В-третьих, фактор толерантности к неопределенности, способствующий тому, чтобы занятьлидерскую позицию в группе в ситуация неясности и невозможности предсказать или предвосхитить ход дальнейших действий. Выборку испытуемых составили 66 человек: 56 женщин(84,8%) и 10 мужчин (15,2%) – студенты факультета психологии московских вузов. Использовались следующие методики: опросник «Эмпатические компетенции» (Яценко Т.Е., Олифирович Н.И., Рзаева Ж.В.), опросник выявления ситуативного/надситуативного уровня педагогического мышления (Кашапов М.М., Киселева Т.Г.), методика диагностики творческого потенциала и креативности (Рогов Е.И.), русскоязычная версия шкалы общей толерантности кнеопределенности Д. Маклейна (адаптация Осина Е.Н.). Качественный и количественный анализ эмпирических данных, нацеленный на подтверждение или отвержение гипотезы о существовании взаимосвязи между исследуемыми переменными, в которой проявляется общий феномен – отзывчивость личности, показал, что единого конструкта, состоящего из трех единыхпо содержанию компонентов, выявлено не было.