Аннотация:В докладе будет рассмотрена серия модельных задач об одномерной мягкой посадке летательного аппарата на поверхность планеты с атмосферой. Аппарат находится на завершающей стадии миссии по посадке на планету. Считается, что аппарат движется вертикально вниз под действием сил тяжести, сопротивления и тяги. Целью управления является минимизация расхода топлива. С использованием принципа максимума Понтрягина задача оптимального управления сведена к краевой. Анализируется возможность возникновения особого управления. Показано, что особый участок не включается в состав оптимальной траектории, но для каждой постановки это обусловлено различными формальными причинами. Аналитически строится синтез оптимального управления тягой. Качественные результаты проиллюстрированы с помощью численного моделирования. Полученные результаты для серии модельных задач могут быть полезны в курсе по оптимальному управлению.