Аннотация:Религиозный туризм - относительно новая тема в географической науке, поэтому в научном сообществе не существует общепринятых терминов этого направления и их толкований. В статье представлены критерии, позволяющие разграничить понятия «религиозный туризм» и «паломничество». Описан распространённый в отечественной науке религиоведческий подход, согласно которому паломник и религиозный турист различаются по мотивациям и целям поездки. Представлен бихейвиористский подход, согласно которому понятия «паломничество» и «религиозный туризм» пересекаются, но не находятся в подчинении друг другу. Проанализирован рационалистический подход, характерный для законодательной практики. В рамках рационалистического подхода географически полно описаны различные аспекты потенциала для развития религиозного туризма в регионах России. Однако, при секулярной интерпретации паломнической поездки теряется её суть, восходящая к стремлениям, убеждениям и переживаниям человека. В качестве синтеза религиоведческого и рационалистического подходов в статье предложено понятие «святое место» и/или «место поклонения». Святое место является потенциальной дестинацией для туриста, оно наполнено сакральным смыслом для паломника и имеет разнообразные функции. Святое место в географическом плане выступает ландшафтной доминантой, формируя вокруг себя сакральный ландшафт. Сакральные ландшафты возникают в результате творческой деятельности человека, осознанно направленной на создание священного (иеротопии). Структура сакрального ландшафта представлена в статье как некая природно-культурная (в т.ч. когнитивная) целостность, включающая в себя практики паломничества и религиозного туризма.