Религия в проектах современности: между алармизмом, политической целесообразностью и утопиейстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 июля 2024 г.
Аннотация:Постоянно переопределяемые конфигурации современности, эпистемологический кризис, политизация всех сфер бытия породили атмосферу глобальной тревожности. Постоянно расширяющийся дефицит безопасности, обретающий черты атрибута современности, фрагментация как ответ на глобальность, возникновение альтернативных путей политического становления отражают новые социокультурные семантические узлы. Уход эпистемологической определенности из теории и устойчивости - из политических конструкций породил теоретическую растерянность перед будущим. Дрейф в сторону предельных угроз, несущих экзистенциальную окрашенность, а вместе с тем и диффузия политических и ценностных контекстов, в совокупности стимулируют обращение к религии при определении проектов и целеполагания современности. Это порождает гносеологические и политико-инструментальные трудности при апелляции к легитимирующим взаимоисключающим религиозным смыслам, “одновременная” истинность в различных типах дискурсов и в теории делает невозможным поиск общего знаменателя. Таковые проекты и целеполагание современности, претендующие на универсальность, но не достигающие ее, структурируются, как полагает автор, в первую очередь исходя из логики алармизма и эсхатологии. Преодолевая ограничения политизации, позитивная проектность перемещается в ценностную плоскость. Автор предлагает три ракурса “телеологии” современности, включающей религиозные смыслы: теоретический, метафизический и инструментальный. Методология исследования отталкивается от изучения проблематики политического целеполагания в логике “универсальное - партикулярное”, “традиционное - современное”, объясняющей религиозную окрашенность политических стратегий и расщепление картин будущего. Деление на “своих” и “чужих” на основе религиозных различий, вкупе с политической инструментализацией религиозных идентичностей и ситуаций и с параллельно предлагаемым религиозным миростроительством, используемые в качестве инструмента политического целеполагания, поляризуют диспозиции Мира религий и Мира веры в рамках возможных проектов современности. В палитре таких проектов, возникающих на пересечении религии и политики, автор указывает на три больших кластера: алармизм, политическую целесообразность, утопию.