Особенности идентификации эмоций в социальном контексте у больных с эмоциональными нарушениямитезисы докладаИсследовательская статьяКраткое сообщениеЭлектронная публикация
Место издания:[Электронное издание] / под общей редакцией B.Г. Незнанова. — СПб.: НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, Санкт-Петербург
Первая страница:199
Последняя страница:200
Аннотация:Актуальность. Особенности оценки социального контекста изучаютсяпреимущественновисследованияхсоциальнойтревоги.Вэтихисследованияхакцентбылсделаннанесбалансированностьвосприятиянегативныхипозитивныхэмоций.В настоящее время проводится большое многоцентровой исследование значениянарушений экологической сиюминутной оценки в патогенезе аффективных итревожных расстройств. В этой связи этот аспект функционирования пациентовстановитсявсеболееактуальным.(Huretal,2020,FoxandShackman,2018)Цель исследования. Оценить особенности восприятия социального контекста убольныхсоспектромклиническизначимыхпризнаковэмоциональныхрасстройств.Выборка. В исследовании приняли участие 2 группы испытуемых: Группа 1 – 20психическиздоровыхучастника (10мужчин,10женщин),ввозрастеот35до56лет(среднийвозраст44.15),группа2- 15участников(5мужчин,10женщин),ввозрастеот18до68лет(среднийвозраст35лет),участникипроходилилечениявдневномстационаре ПНД-16, с диагнозами, указывающими на спектр эмоциональныхрасстройств(ШкаладепрессииHDRS- 14.2±3.6,ШкалатревогиHAM-A14.3±5.1),находящихся в текущем стабильном состоянии (перед выпиской из дневногостационара).Методы.Вкачествестимульногоматериалаиспользовалось10жанровыхкартин,накоторыхприсутствовалосоциальноевзаимодействиеивыраженнаяэмоциональнаяэкспрессиягероев(положительная,отрицательная,нейтральная).Послепросмотра200каждой картины испытуемому предъявлялись вопросы - «Что здесь происходит?»,«Какие эмоции испытывают участники картины?». Далее проводилась методикасчитывания психического состояния по глазам Reading the Mind in the Eyes Task(RMET). Оценивались когнитивные и эмоциональные аспекты восприятиясоциальногоконтекста.Статистическая обработка данных проводилась в программе IBM SPSS Statistics 24.Для выделения межгрупповых различий применялся U-критерий Манна-Уитни.Результаты. Выявлены значимые различия (U=85, р=0.02) по суммарному баллуметодики RMET между группой 1 (26,9 ± 2,9) и группой 2 (23,8 ± 3,9). Показанызначимые различия (U=90.5, р=0.03) по суммарному баллу общей эмоциональнокогнитивнойоценкикартин,значимыеразличия(U=46.5,р=0.0001)посуммарномубаллукогнитивнойоценкикартин(взаимодействия,сюжета) междугруппой1(15.7±1.5)игруппой2(13.7±1.3).Невыявленызначимыеразличия(U=128,р=0.32)посуммарному баллу эмоциональной атрибуции картин (идентификации эмоцийперсонажей) между группой 1 (14.9 ± 2.3) и группой 2 (14.0 ± 2,6).Выводы.Больныесрасстройствамиэмоциональногоспектрахужесчитываюттолькокогнитивныйкомпонентсоциальногоконтекстапривосприятиясложныхобъектов,таких как жанровая картина (модели социальных ситуаций) по сравнению создоровыми лицами. Эмоциональный компонент социальной ситуации не отличаетбольныхиздоровых.Приэтомэмоциихужесчитываютсягруппойбольныхвболеепростомтесте- толькопоглазам.