Место издания:Изд-во Московского университета Москва
Первая страница:104
Последняя страница:105
Аннотация:В Институте механики МГУ предложен новый тип волновых движителей использующих для движения судов энергию опрокидывающихся морских волн. Причем, механизм создания силы тяги здесь не связан с качкой самого судна. Основным элементом такого движителя является погруженная в жидкость наклонная пластина. Обнаружено, что в зависимости от угла наклона и глубины погружения пластины может иметь место движение, как по волнам, так и против волн.
В настоящей работе представлены результаты исследования движения против (и в направлении) волн судна катамарана, оборудованного волновым движителем – пластиной. Корпус катамарана состоит из двух симметричных относительно диаметральной плоскости прямоугольных корпусов (расстояние между корпусами 1000 мм). Общая длина катамарана 6110 мм, материал корпусов – пенопласт. Волнодвижитель устанавливался в средней части катамарана между корпусами. Большая длина корпусов обеспечивала отсутствие килевой качки судна. Однако у катамарана имеется вертикальная качка, обусловленная переменной вертикальной составляющей силы, действующей на пластину.
Были проведены исследования зависимости скорости движения катамарана против волн в зависимости от параметров волнодвижителя и самих волн. Оказалось, что величина эффекта движения против волн не меньше, чем в проведенных ранее экспериментах с волнодвижителями, прикрепленными к тележке. Показано, что имеется немонотонная зависимость скорости движения от длины набегающих волн. В зависимости от длины волн характер движения катамарана различен – судно движется против волн, периодически увеличивая скорость, причем, период либо совпадает с периодом волн, либо в два раза больше. Для достаточно коротких волн имеет место монотонное движение. Показано, что те же волнодвижители при измененных параметрах установки пластины могут весьма эффективно использоваться для обеспечения хода катамарана по волнам.
С помощью вычислительного пакета XFlow было проведено численное моделирование процесса образования волн в канале с помощью клиновидного волнопродуктора и, одновременно, воздействия этих волн на наклонную пластину. Причем, плавучесть взаимодействующей с волнами пластины обеспечивалась плавучестью катамарана. Сравнение рассчитанных параметров волн и параметров движения катамарана с экспериментальными данными показывает удовлетворительное согласование.