Аннотация:Объектом исследования в рамках настоящей статьи являются произведения станковой и монументальной живо-писи Минаса Аветисяна. В качестве предмета исследования рассматриваются закономерности художественного конст-руирования сюжетов, тем, образов этой живописи в конкретных пространственных, линейно-ритмических и светото-нальных особенностях. Цель – определить формально-содержательную сущность авторского стиля Аветисяна в обстоя-тельствах становления и воздействия на современников, которое продолжается до сих пор. В становлении стиля подчер-кивается влияние традиций средневековых фресок и манускриптов и персональных новаций Мартироса Сарьяна, в кото-рых сублимировано увлечение французским фовизмом. Именно в диалоге с этими традициями и с этими новациями про-слеживается эволюция художника, а также метаморфозы выражения патриотической, религиозной, философской те-матики в армянской живописи XX в. Сравнение живописных образов разного времени осуществляется в методологии семантического и формально-композиционного анализа. В результате сравнения делается вывод о том, что стиль Минаса Аветисяна характеризует моделировка упрощенных, экспрессивно стилизованных форм в резких светотональных контрастах, насыщенных эпичес-ким драматизмом; и это демонстрация, во-первых, устойчивых приоритетов национального миропонимания; во-вторых, наднационального гуманистического миропонимания. Показывается, что исключительная эстетическая чуткость и неза-урядный масштаб личности позволили Аветисяну органически совместить первое и второе, стать своего рода проводни-ком-просветителем для множества пытливых, страждущих истины зрителей, способствовать тому, что разнообразное искусство Армении узнается практически сразу же по всему свету, воспринимается как целостный иконографический и символико-ассоциативный феномен.