Аннотация:Говорится о рисках и эффектах прогнозирования будущего, о конкуренции двух образов будущего в современных прогнозах. Обсуждается вопрос изменения основополагающих представлений о природе и сущности человека, его наиважнейших свойствах и качествах в связи с наступлением эпохи неопределённости, сложности и разнообразия. Описывается контекст прогнозирования будущего: переход от мира SPOD к миру VUCA. Автор напоминает конструкторам будущего о важности соотнесения футурологических программ с ожиданиями и мотивационными установками разных социальных слоёв российского общества. В статье представлена критика образовательной политики сегодняшнего дня, выявлены общие черты реформ образования последних десятилетий и создаваемые их недостатками риски. Обозначены условия построения перспективной и человекосообразной модели образования XXI века – «сада культуры достоинства» для «сложных свободных людей».