Аннотация:«Ворон» Э.А. По и анализ этого стихотворения в эссе «Фило-
софия творчества» рассматриваются как диптих, образец сложной игры
с читателем. Для По-теоретика поэзия и проза разноприродны, «как
масло и вода», однако их игровое сближение дает на практике результат
эстетически и эвристически ценный. В статье «Язык в действии» (1949)
Р.О. Якобсон реализует сходную стратегию: анализируя стихотворение
вкупе с эссе, он выступает как идеальный читатель По. Предпринимае-
мая им «исследовательская вылазка в самое сердце речевой коммуни-
кации» позволяет раскрыть парадоксальную природу коммуникации
литературной — как процесса смыслосозидания, в котором доверие
уравновешено недоверием, а самоотрицание — повтором и возобновле-
нием контакта.
Ключевые слова: эстетический опыт, коммуникация, игра, роль читателя,
функциональный анализ поэтической формы, Э.А. По, Р.O. Якобсон.