Аннотация:Маршрутные измерения, выполняемые Институтом физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН различным измерительным оборудованием и с различных по своим возможностям носителей, предоставляют хорошую возможность изучить и достоверно оценить существующие геофизические и геодезические модели. Так, измерения с борта воздушного судна исследуют модели гравитационного поля [1], измерения с использованием автомобиля – цифровые модели рельефа [2,3], а с ледокола – глобальные модели геоида [3]. Такие исследования носят междисциплинарный характер - в процессе решения навигационных задач выполняется сбор и анализ разнородной геопространственной геофизической и геодезической информации. Представлены результаты анализа материалов, полученных на трансконтинентальных перелетах геофизического самолета-лаборатории (2013-2018); рассмотрены возможности проведения контрольных GPS-измерений на автомобиле (2017-2020); представлены данные, полученные при выполнении масштабных GPS-измерений по Северному Морскому пути (2020) в рамках экспедиции Русского географического общества и Северного флота [4].В исследованиях по оценке допустимого удаления подвижного объекта от наземной корректирующей базовой станции (БС) на перелетах самолета-лаборатории нами также рассматривался вопрос обеспечения автономной регистрации данных с использованием необслуживаемого оборудования БС. Комплект разработанного оборудования базовых станций включал GPS/ГЛОНАСС-приемоиндикаторы JAVAD Alpha и Prego, антенны типа JAVAD MarAnt+. В состав необслуживаемых базовых станций входил одноплатный ПК с предустановленным специальным программным обеспечением, разработанным в ИФЗ РАН [5,6,7]. Реализованы возможности автономного сбора и дистанционного контроля регистрации данных спутниковых навигационных систем с высокой частотой опроса (10 Гц). Также в ряде случаев нами использовались данные станций СДКМ Роскосмоса (напр.,[3,8]).Важным аспектом развития данных исследований представляется разработка методов оценки контроля влияния тропосферно-ионосферных задержек при построении решения по РРР, а также анализ представительных методов оценки определения высотных координат подвижного объекта с использованием высокоточных моделей рельефа, полученных по спутниковым данным.