Аннотация:Обсуждаются экспериментальные исследования по оценке точности GPS-позиционирования подвижных объектов в Арктической зоне Российской Федерации.Цикл работ 2013-2020 гг. включал измерения, выполненные на самолете-лаборатории [1,2], с применением мобильного исследовательского комплекса на базе автомобиля [3,4], а также на ледокольном исследовательском судне в акваториях Северного Ледовитого океана и окраинных морей [5,6,7]. В качестве регистрирующего оборудования использовалось устройство для регистрации и передачи геофизических цифровых данных ГНСС [8,9] с опциональной возможностью оперативного мониторинга состояния оборудования и местоположения [10,11]. Для оценки возможностей точного позиционирования с использованием технологии Precise Point Positioning (PPP) в арктических и средних широтах использовались глобальные модели рельефа и геоида по маршрутам наблюдений, а также данные наземных опорных станций ГНСС СДКМ Роскосмоса (напр., [12]). Гипотезу о существенном влиянии ионосферных возмущений на точность позиционирования GPS-сигналов в измерениях, выполненных на подвижных основаниях, подтвердить не удалось.