Аннотация:В статье рассматриваются основные образы Запада в российской политике. Как показывает автор, по меньшей мере c XVIII в., вопреки всем актуальным геополитическим декларациям, «Запад» утверждается в качестве ключевого для российской политики концепта: противоборство или сотрудничество с Западом становится лейтмотивом внешней политики, принятие или защита нравов от «западных» веяний и тенденций — триггером политики внутренней. При этом размытость и неясность концепта лишь расширяет горизонт допустимого обращения к нему. Согласно гипотезе автора, начиная с XVIII в. и по сегодняшний деньдля российского политического дискурса (если оставить за скобками более или менее прагматичные конструкции, связанные с поддержанием двусторонних отношений России с отдельными европейскими странами) характерны три формы репрезентации, или образа, Запада. Опираясь методологически на критический дискурс-анализ Нормана Фэркло, под формой репрезентации (образом) он понимает способ представления, описания и увязывания той или иной лексемы c другими в пределах языка и дискурсаопределенного сообщества (в данном случае — российского). Первый из выделенных образов обозначается автором как «воображаемый Запад» (иллюзорное представление о географических соседях утопического или антиутопического толка), второй — как «коллективный Запад» (представление о включенных в образ странах не как об отдельных государствах или самобытных культурных моделях, а именно как об эссенциальной целостности), третий — как «настоящий Запад» (в роли которого выступает сама Россия). Проследив обращение к этим образам на протяжении нескольких последних веков отечественной истории, автор фиксирует тенденцию к мифологизации соответствующих маркеров.