Аннотация:В статье рассматриваются повести М.Ю. Лермонтова «Фаталист» и «Штосc» в свете
функционирования архетипических моделей и преломления фольклорной традиции. Проводятся
параллели с волшебной сказкой, так как для нее актуален мотив путешествия на «тот свет» и
состояния порога. Печорин и Лугин пребывают именно в таких лиминальных состояниях, которые
по законам ритуальной логики они должны преодолеть. Большое внимание уделяется цветовой
символике, которая также связана с иномирной действительностью.
Таким образом, комплекс «иного царства» проявился в повестях Лермонтова в латентном виде и
выражен состоянием «порога», моделью «предела», колоративом «зеленый». Кроме того, эти
повести имманентно вписываются в поэтику Лермонтова: в «Герое нашего времени» фольклорная
традиция проявляется через паремиологические формулы (диалог девушки-контрабандистки с
Печориным в Тамани); через топос «порога» (хата, дом, квартира героев расположены на краю
улиц, города) – в этом сказывается обрядовая переходная действительность.