«Дорогой полировщик моей раздражительной ржавчины…»: письма Андрея Быкадорова – лесника Области Войска Донского к Ф.Д. Крюкову//Тезисы докладов Международной конференции «Маргиналии-2014: границы культуры и текста», Елец (Липецкой обл. Россиитезисы доклада
Аннотация:«Дорогой полировщик моей раздражительной ржавчины…»: письма Андрея Быкадорова – лесника Области Войска Донского к Ф.Д. Крюкову.
Переписка и дневниковые записи Андрея Быкадорова – лесника Войска Донского и преданного почитателя творчества Ф.Д. Крюкова - позволяют говорить о незаурядности его личности и ярком даровании, выросшем из самой глубины донской стихии. Быкадоровы – распространенная фамилия, особенно у старообрядцев Дона и Кумылги. Носители этой фамилии и в настоящее время живут в этих местах и на Нижней Волге. Искусным иконописцем был уроженец хутора Севастьянов Ростовской области С.Т. Быкадоров (1922-2011)., написавший и отреставрировавший немало икон для Рижской старообрядческой Гребенщиковскй общины. Но о жизни Андрея пока удалось узнать, крайне мало. Не дали результатов и разыскания в Военно-историческом архиве. Жил он в станице Глазуновской, где и Крюковы, недолго учился у сестры писателя Марии Дмитриевны. Всем сердцем был предан этой семье и прежде всего другу и учителю Федору Дмитриевичу. Сохранившиеся в РГБ около 30 писем [ОР РГБ. Ф. 654. К.3. Д 43. Номера листов приводятся в тексте] написаны в 1907-1912 гг. К этому же времени относятся и записи дневника, почти без указания точных дат. По происхождению Андрей Быкадоров – старообрядец, воспитанный на строгом церковном богослужении, апокрифах и сказаниях. Предки его были последователями беглопоповства, то есть признавали священство, переходящее к старообрядцам из официальной церкви. Согласие не имело епископов и объединяющего центра, но присоединяться к более многочисленной и мощной Белокриницкой иерархии не желало. Как становится понятно из записей Андрея, они были так же «необщинниками» - не признавали известный Указ 1906 г о необходимости регистрации религиозных общин. История рассеянных по России беглопоповцев второй половины ХIХ – начала ХХ вв. мало известна, и, тем более, тех из них, кто избегал какой-либо государственной регламентации в отношении веры. Крупицы сведений, приведенных Быкадоровым о церковно-бытовых традициях, представляются важным источником для изучения старообрядчества Дона. Но сам он, как и многие казаки его поколения, уже отходили во многом от строгих заповедей, что отчетливо прослеживается в его письмах. Под впечатлением известных романов «В лесах» и «На горах» Быкадоров отмечает: «Столько много пропадает дорогого материала, сходственного с Мельниковым – Печерским, хлыстовщиною, из быта старообрядцев. И тот материал, хоть несколько собрать в кучу, не мудрено. Только свободного времени нет, и когда я буду ни от кого не зависеть, тогда соберу. Этот дорогой жизненный материал, столь загрубел он в такое время, когда люди, не останавливаясь ни перед чем, уже по воздуху летают, как птицы, а те далеко остались не только в смысле рабочей культуры, но даже в веровании. Социальное учение Христа в их же голове перетолковывается в юродство, деспотичное учение. Как бы собрать это в кучу и послать Вам для обработки. И эта заветная мечта не дает мне покоя». (Л.11). Страстью Андрея было чтение. Огромное влияние в этом отношении на него оказала семья Крюковых: «Я читаю книги по-прежнему, беру их у Марии Дмитриевны. Недавно прочел «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, так повлияла и запала мне в душу, что и во сне брежу ей, но жаль, что вас у нас нет». (Л. 22 об.) Чтение не просто увлекало Быкадорова, но и преображало его, заставляло мыслить. Быкадоров пишет наставнику: «Здоровье мое расстроено, настроение скверное, жажду чтения да учения, а некогда читать, не нахожу времени обедать, и во время праздничного отдыху нахожусь с книгой. Отдыху мало и праздников, и это чтение не удовлетворяет меня, как что-нибудь прочитано, но некогда обдумать и оценить прочитанное, позаимствовать. Взять в голову…» (Л.5) Стремление собрать интересный материал, приводит Быкадорова к своеобразному эксперименту: «Свел было знакомство с одной модисточкой, очень недурненькой и не без интересу. Хотелось проследить её нерв. Но жена засучила рукава выше локтя и говорит: «Я махну, от неё ничего не останется». Я говорю: «Дура, я хочу из этого извлечь вот чего…».- «А я вижу тебе молодятины захотелось..» (Л. 18). Часть его рассказов было не только воспринято Ф. Д. Крюковым, но и вошло в его прозу. Опыт этого тесного сотрудничества, несомненно, важен для понимания процесса творчества писателя.