Аннотация:14 ноября 2016 года исполнилось 150 лет со дня рождения первого
живописца Арктики Александра Алексеевича Борисова (1866–1934). Данная статья
рассматривает первую половину жизни художника: детство и годы учёбы, участие в
полярных экспедициях с художественными и научными целями. Выходец из простой
крестьянской семьи, Борисов благодаря своему упорству в овладении знаниями,
таланту, патриотизму стал известным художником, исследователем Крайнего
Севера, автором путевых очерков и ряда печатных работ, касающихся
экономического освоения северных территорий России. Испытания и опасности,
которые выпали на долю Борисова в Арктике, были отражены в его художественных
и литературных работах полярного цикла. Заинтересованность художника в
отображении малоизученных, но перспективных и стратегически важных для России
территорий совпадала с геополитическими интересами империи. Кроме того, его
картины служили источником географической и этнографической информации о
севере России. Борисов не мог оставаться пассивным наблюдателем северной природы
и певцом вечных льдов. Побывав во многих полярных экспедициях и исчерпав для себя
эту тему в живописи, Борисов приходит к выводу о том, что необходима борьба за
экономическое возрождение севера, его транспортное освоение, сохранение природных
богатств. Отдельные размышления на эту тему мы находим в его путевых очерках
«У самоедов. От Пинеги до Карского моря» (1907), «В стране холода и смерти»
(1909). В статье сделан акцент не на художественной ценности наследия Борисова, а
на его важности с экономической, этнографической, географической точек зрения.
Ключевые слова: А.А. Борисов, Крайний Север, Арктика, живопись,
экспедиции, рациональное природопользование, социально-экономическое развитие,
транспорт.