Аннотация:В статье впервые показываются заслуги Ап. Григорьева, который в своих воспоминаниях «Мои литературные и нравственные скитальчества» отразил изменение в культурной топографии Москвы. На эти изменения, заключающиеся в упадке дворянства и расцвете купечества, обратил внимание еще в 1835 году А.С. Пушкин. Однако в русской литературе и в 1860-е годы продолжал господствовать утвержденный Грибоедовым образ «фамусовской», барской Москвы. Ап. Григорьев, которому претила претенциозность аристократов, и в воспоминаниях, писавшихся в 1862–1864 годах, и в своих более ранних критических статьях, показывал возрастающую роль купеческого, промышленного сословия, которое благодаря ему было включено в почвенническое понимание «народа». Отражая социальный сдвиг в московской жизни, Григорьев внес изменения и в литературный образ культурной топографии Москвы. Вместо Тверской улицы, где жили аристократы, писателем была показана в мемуарах южная часть города – Замоскворечье, которое населяли, по преимуществу, купцы. Кроме того, Григорьев ввел в русскую литературу новую панораму города со стороны кремлевской стены, также открывающую вид на Замоскворечье. Побуждением к описанию новой топографии Москвы послужила полемика с журналом «Современник», в частности, появление в этом журнале воспоминаний И.И. Панаева, умаляющих культурное значение древней российской столицы.