ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Объект исследования: особенности языковых систем народов Азии и Африки, вопросы их изучения в диахронии и синхронии. В ходе проведения научных изысканий по теме «Языковые системы народов Азии и Африки: особенности и проблематика» в 2019 году коллектив исследователей под руководством д.ф.н. профессора В.Б. Иванова разрабатывал обширный круг проблем, связанных с историей развития, функционированием и типологией языков афро-азиатского региона. Основное внимание исследователей привлекли такие темы, как: изучение языков в диахронном аспекте, включая анализ грамматик ряда древних языков и реконструкция этапов языкового развития; в синхронном аспекте в морфологии основное внимание уделялось парадигме, словообразованию и способам выражения грамматических значений; в синтаксисе - типологии и роли служебных частиц в различных языках, в фонологии - изучению просодических характеристик звукового строя некоторых восточных языков; в лексикологии – лексической семантике и прагматике, параметрическому описанию лексем, лингвокуль- турологическим аспектам семантики, а также лексическим заимствовани- ям. Большое внимание было уделено социолингвистическим исследовани- ям африканских и ряда азиатских языков - как характеристике языковой ситуации в различных регионах, так и анализу языковых контактов и кон- тактоиндуцированных изменений в системе языка. Проводилась работа по изучению языковой коммуникации и дискурса - в первую очередь, на ма- териале СМИ, в т.ч. с применением корпусных методов. В работе активно участвовали аспиранты ИСАА. Разрабатывались новые описания языков и диалектов, в т.ч. малоизученных, и уточнялись прежние с целью типологи- зации восточных и африканских языков и совершенствования их преподава- ния. Результаты научных изысканий по заявленной теме могут найти при- менение в учебном процессе на филологических факультетах и в учебных заведениях востоковедного профиля при чтении общих курсов по теории и истории языков Азии и Африки, в курсе общего языкознания, на практиче- ских занятиях по восточным и африканским языкам, а также при подготов- ке программ, учебников и учебных пособий.