ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Объектом исследования является познавательное, эмоциональное и ценностно-моральное развитие в онтогенезе. Цели исследования – выявление условий развития в обучении и воспитании когнитивной, мотивационной, нормативно-ценностных сфер личности, взаимовлияния этих сфер в онтогенезе, а также их функционирование в разных видах деятельности. В результате проведенных исследований были выявлены специфические особенности развития мотивационной и нормативно ценностной сферы; показано взаимовлияние этих регуляторных образований и познавательной сферы; описаны механизмы развития мышления; вскрыты проблемы развития как эмоционально-личностной, так и когнитивной сферы; определены факторы, предопределяющие проблемы освоения определенных навыков и умений (часть 1). Выявлены условия, обеспечивающие настройку на конструктивное взаимодействие, продуктивность освоения и усвоения нового (формы, средства); рассмотрена возможность использования некоторых средств при решении вопросов коррекции (часть 2). Обобщение результатов серии исследований позволило не только конкретизировать базовые объяснительные понятия («межличностное познание»), но и выявить неоднозначность часто используемых категорий («компетентность»). В результате анализа полученных данных была уточнена модель процесса усвоения навыков, базирующихся на логических построениях. Показана необходимость построения «промежуточной» научно-прикладной теории, основным содержанием которой является последовательное построение и реализация трехмодельной схемы, включающей психологическую, психолого-педагогическую и инструментально-методическую модели обучающей ситуации (часть 3). Созданы развивающие учебно-методические пособия, программы, тренинги. Обобщенные результаты проведенных исследований позволяют не только операционализировать общие положения инновационных образовательных программ, но поставить вопросы о необходимости психолого-педагогического сопровождения процесса реализации (часть 4). Многоаспектный анализ позволил не только уточнить специфику развития каждой из сфер (мотивационной, ценностной, когнитивной), определить адаптивные и неадаптивные условия взросления, выявить процедурные особенности, формы, виды, обеспечивающие продуктивность, эффективность процесса формирования и коррекции навыков и умений, но и обозначить «границы» использования унифицированных процедур. Необходимость индивидуального подхода задана как уровнем общего развития субъекта, так и степенью готовности, уровнем развития «предварительных» действий (познавательных и социально-организационных), являющихся условием для продуктивного освоения новых умений и навыков в каждой возрастной группе.