ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В 2001 году проведена организационно-методическая работа по подготовке процедуры компьютерного обследования школьников и способов анализа полученных данных. В результате согласованы организационные вопросы и начато обследования детей в помещении школы. Проанализировано и экспериментально апробировано несколько различных наборов стимульного материала (эмоциональные звуки и слова - обозначения эмоций). В результате выбран наиболее подходящий с точки зрения интерпретации данных и времени проведения опроса стимульный набор для массового обследования школьников. С данным набором стимулов проведен эксперимент на группе взрослых испытуемых (опрошено 10 человек в возрасте от 18 до 45 лет), полученные результаты подтвердили применимость предлагаемой четырехмерной сферической модели эмоций для данного набора звуковых и семантических стимулов. Разработан новый алгоритм и отлажена компьютерная программа анализа неполной матрицы оценок межстимульных различий методом метрического многомерного шкалирования. Это позволило существенно сократить количество необходимых оценок сравнения и, соответственно, время опроса испытуемых (более чем в два раза), не теряя при этом информацию о существенных особенностях восприятия и категоризации эмоций детьми. При работе с детьми младшего школьного возраста, для которых сама экспериментальная процедура многомерного шкалирования является весьма утомительной, сокращение времени опроса до 10-20 минут на одну серию и возможность уложить весь опрос ребенка в один урок являются критически важными для успеха всего исследования. В 2001 году также проведены первые опросы школьников: по серии "восприятие эмоций" опрошено 10 школьников (5 мальчиков и 5 девочек в возрасте от 7 до 12 лет, в том числе 3 ребенка 2-го класса, 2 - 3-го класса, 2 - 5-го класса и 1 - 6-го класса); по серии "категоризация эмоций" опрошено 12 школьников (6 мальчиков и 6 девочек в возрасте от 7 до 12 лет, в том числе 5 школьников 2-го класса, 2 - 3-го, 2 - 5-го и 2 - 6-го). Обнаружено, что детям младшего возраста было легче выпонять задание на восприятие эмоций и не все слова, обозначающие эмоции, им были одинаково хорошо понятны. Детям же более старшего возраста задание по сопоставлению эмоециональных категорий представлялось наоборот более легким, чем понимание и сопоставление эмоций, проявляющихся в звучащем слове. В целом оценки детей как в серии "восприятие эмоций", так и в серии "категоризация эмоций" оказались в достаточной степени различными, однако степень этого различия была примерно такой же как в группе взрослых испытуемых. Предварительный факторный анализ совместных данных детей и взрослых показал, что способ восприятия и категоризации эмоций некоторыми детьми очень близок к таковому у взрослых. Однако сделать какие-то более определенные выводы о характере различающихся способов восприятия или категоризации детьми разного возраста и взрослыми на данном ограниченном материале пока не представляется возможным. Необходимо экспериментально опросить значительно большее количество детей и взрослых, чтобы сделать выводы о типах индивидуальных различий и проявлении исследуемых возрастных изменений. Необходимо также провести тщательный анализ качественных особенностей полученных перцептивных и семантических пространств.