ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Индивидуальный отчет Буякас Т.М., ст. научн. сотр. Тема 1: «Феноменологический подход к проблеме формирования ценностно-смысловой сферы студентов-психологов». Ценностно-смысловая сфера рассматривается как базовое условие процесса становления профессионального сознания. Продолжается работа по развитию и уточнению ценностно-смыслового пространства студентов-психологов и осознанию в нем места и роли профессиональных ценностей. В работу включены студенты 1 и 4 курсов д\о, студенты с\о факультета психологии МГУ. В рамках феноменологического подхода начато исследование условий и поиск наиболее адекватных объектов и методов, открывающих возможности для обнаружения имманентных жизни смыслов, которые актуальны настоящему студента. Объектами настоящего исследования являются непроизвольные воспоминания, «окликающие объекты» и общекультурные символы. Задача работы с «окликающими объектами» состоит в исследовании возможности обнаружить соответствующие живому настоящему человека смыслы через внимание к «предпочтениям своей души». Исследуются возможности графической концентрации внимания как способа актуализации ценностно-смысловой сферы личности (Метод «Ведомого рисования» М.Гиппиус). Начато исследование форм и условий диалога с телом, которые открывают возможность выявления актуальных личностных смыслов. Здесь эмпирически исследуются возможности метода «Фокусинг» Ю.Джендлина. Предварительные результаты позволяют предположить, что все вышеперечисленные объекты и методы являются продуктивным инструментарием конституирования ценностно-смыслового пространства студентов-психологов. Следуя этим смыслам и утверждая их в своей профессиональной деятельности, человек создает условия для становления профессионального самосознания. Тема 2: « Анализ данных в качественных психологических исследованиях». Обработка данных феноменологического исследования производится, как правило, средствами качественной методологии. Соответственно, был проведен аналитический обзор подходов, стратегий, методов, процедур и техник работы с данными в качественных исследованиях (Н.П.Бусыгина, А.М. Улановский, С.Квале, А. Страусс, Д.Корбин и др.) Опробована процедура ведения диалога, нацеленная на то, чтобы мысль испытуемого направлялась не исследователем через гипотезы, доказательства и т.п., а непосредственно самим познаваемым, т.е. открывала возможность для живой работы феноменологического движения. В качестве процедуры обработки диалога, избран метод «Обоснованной теории» (А.Страусс, Д,Корбин).