![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Центральным объектом анализа являются высказанные в мемуарах и письмах В.Шаламова суждения о поэзии – о предназначении и сути поэтического творчества, его нравственной миссии, о личности поэта и т.д. В.Шаламов размышляет об этих вопросах в переписке с Б.Пастернаком, А.Солженицыным, И.Сиротинской, Н.Мандельштам и др., в мемуарных очерках (например, «Двадцатые годы», «Моя жизнь – несколько моих жизней», «Москва 20-30-х годов»), а также в литературно-критических эссе. Шаламов утверждает, что цель поэзии заключается в нравственном совершенствовании личности, что поэт должен быть этическим образцом для современников, а суть искусства определяется правдой о времени, которую выражает художник (поскольку истинно талантливый человек, по Шаламову, органически не способен лгать в своем творчестве). Исследуется шаламовское понимание взаимосвязи между жизненным опытом и творчеством: сущность поэзии – не в овладении техникой, не в умении и мастерстве (хотя Шаламов ни в коем случае не отрицал значимости этих категорий), а в осмыслении пережитого. Единственно возможный подлинный источник творчества, как полагал Шаламов, – это судьба художника. В статье делаются выводы о специфике творческого процесса В.Шаламова-поэта (в сравнении с А. Ахматовой, О. Мандельштамом, А. Белым). Исследуются представления Шаламова, выраженные в письмах и мемуарах, об отдельных течениях в лирике ХХ века, в частности, об акмеизме: по мнению Шаламова, акмеизм был не просто направлением в русской поэзии, а подлинным жизненным учением, мировоззренческой системой. В статье предлагается объяснение кажущегося «противоречия» между утверждениями Шаламова о нравственной миссии литературы и его же поздними высказываниями о том, что он не верит в искусство.