ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Тема межэтнического взаимодействия, культурной адаптации мигрантов в нашей стране, как и во многих странах мира, в частности, Европы, остается среди ключевых тем в новостной повестке дня. При этом СМИ в этом процессе выступают не только инструментом репрезентации миграционных вопросов, но и неким индикатором ключевых проблем, связанных с этой темой. Во многих случаях вопросы адаптации мигрантов первыми поднимают СМИ, которые заставляют отреагировать уполномоченные органы разобраться в ситуации. Кроме того, «Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года» России предусматривает создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, используя в полной мере потенциал средств массовой информации [Концепция, 2012]. Таким образом, важность роли СМИ в процессе адаптации мигрантов как основы политики мультикультурализма признана на правительственном уровне. Проведенное нами исследование позволило также признать роль современных СМИ как в процессе адаптации мигрантов, так и в формировании культуры мигрантов. Так, с помощью метода контент-анализа были проанализированы 4 ведущие общественно-политические газеты России: «Ведомости», «Известия», «КоммерсантЪ», «Российская газета». Период исследования затрагивает месяц до и месяц после совершения теракта в петербургском метрополитене 3 апреля 2017 года (3 марта – 3 мая), так как данные рамки позволяют проследить, как менялся медиадискурс до серьезного происшествия с участием мигранта и после. Результаты исследования показали, что в целом публикации по теме миграции представлены в нейтральном ключе (63%). В материалах негативной окраской мигранты описываются как криминальные элементы, нарушители российского законодательства, потенциально опасные для национальной безопасности государства. Наиболее востребованными аспектами темы в медиа стали: терроризм, угроза национальной безопасности, политика, законотворческие инициативы и миграционная статистика. Кроме того, не представляется возможным выделить какую-либо этническую группу, о которой СМИ чаще всего упоминали бы: в 61% случаев газеты не указывают гражданство мигрантов, акцентируя в целом на проблеме миграции. Среди возможных вариантов урегулирования сложившейся ситуации СМИ указывают законодательные решения. Таким образом, результаты исследования показали, в современных российских общественно-политических СМИ преобладает негативное упоминание о мигрантах, что соответствует медийному дискурсу, сформированному в 2000-2010-х годы. Однако издания стремятся не только обратить внимание общества и властей на имеющиеся проблемы в данной сфере, но и предложить решения (ссылаясь на имеющиеся правовые нормы или освещая новые возможности для адаптации).